Интерактивный кейс игровых и информационных практик
Родина моя - Россия!
Российская Федерация – крупнейшая мировая держава.
Наша страна славится многовековой историей, щедрым культурным наследием, уникальной природой, воинскими достижениями и большими запасами полезных ископаемых.
Богатство и гордость России – это люди! Здесь в мире и согласии живут многие народы – русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, чеченцы и многие другие. Россия – единое, сильное и могущественное государство.
Путеводитель по Белгородской области
Уважаемые родители!
Начните открывать мир для своего ребенка с родного края!
Белогорье – наш родной край, гостеприимный и богатый достопримечательностями. Он всегда был значимым для государства регионом: сначала служил защитой Южной Руси от кочевников, а затем стал одним из культурных центров.
Белгородская земля славится своей военной историей, знаменита древними православными храмами и монастырями, даже подземными, расположенными в меловых пещерах. Радует глаз уникальная природная красота края с меловыми холмами и живописными лугами. Начать путешествие с дошкольниками лучше с познания своей малой Родины, прикоснувшись к истории и узнавая много нового и интересного об уникальных местах.
Уважаемые родители! Составьте вместе с детьми маршруты по исторически значимым местам, фестивалям и святым уголкам: на Белгородчине точно есть на что посмотреть и куда поехать!
Мы предлагаем Вам путеводитель, который поможет Вам в путешествиях вместе со своим ребенком по Белгородской области.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
ОРНАМЕНТ (лат. ornemantum — украшение) — повторяющийся узор, предназначенный для украшения различных предметов, одежды, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств.
Орнамент может состоять из абстрактных геометрических форм, либо стилизует реальные мотивы. В качестве таких элементов используются человеческие и зооморфные фигуры, растительные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы. Узоры и орнаменты отражают, как жили люди, что их волновало и что происходило в их время.Узоры очень важно сохранять, потому что это мощный инструмент кодификации культур. Можно бесконечно читать про историю и верования народа, а можно посмотреть на его узоры, и многое становится интуитивно понятнее. Узоры — это древний язык, и чуткий человек с развитым образным мышлением способен его эмоционально считывать, даже не зная значения отдельных элементов. Изучение узоров и их современное развитие создает мост между культурами прошлого и современной жизнью.
ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОРНАМЕНТОМ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ссылка для просмотра и скачивания информации)
Государственные праздники
Слово «праздник» происходит от слова «праздный», то есть «свободный от работы». Это день торжества, установленный в честь какого-либо особо важного события. Значимые для всей страны праздники отмечены в календаре.
Праздники объединяют людей, дают им возможность отдохнуть от повседневного труда и забот. Праздник ― это именно то событие, которое способно подарить человеку целый ворох самых разнообразных эмоций. Праздники стали неотъемлемой частью нашей жизни. Помимо формирования новых связей праздники помогают сохранять старые. Они отражают культурные ценности, традиции и обычаи общества и помогают сохранить и передать их из поколения в поколение.
Подвигом славны твои земляки!
КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.
Зачем рассказывать детям о войне?
Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.
С чего начать беседу?
Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых. Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.
Почему началась война?
Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.
Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать?
Беседуя о войне с детьми любого возраста - отвечайте на все появившиеся у ребёнка вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины. О чём именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:
- вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
- героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня - 20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
- битва под Москвой — октябрь 1941 - апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
- блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941 - 27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
- Курская битва — 5 июля - 23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
- Сталинградская битва — 17 июля 1942 - 2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
- взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
- День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.
Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Какая страна напала на Советский Союз?
- Кто такие фашисты?
- Кто победил в войне?
- Сколько времени продлилась ВОВ?
- Какой праздник мы отмечаем девятого мая?
Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.
В ходе боев дети-герои Великой Отечественной войны не щадили собственные жизни и шли с таким же мужеством и отвагой, как взрослые мужчины. Их участь не ограничивается подвигами на поле боя – они работали в тылу, помогали снабжению войск и многое другое. Есть мнение, что победа над немцами – это заслуга взрослых мужчин и женщин, но это не совсем так. Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха и их имена также не должны быть забыты.
Методический кейс "Дети-герои Отечественной войны" (ссылка на просмотр и скачивание кейса)
Народная культура страны
Народная культура — традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Эта культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?
Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу.
Игры эти заставляют двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов. Правила их просты и понятны.
Народные игры для детей старшего дошкольного возраста
Народные игры для детей среднего дошкольного возраста
Народные игры для детей младшегодошкольного возраста (активные ссылки для просмотра и скачивания картотек с играми)
Традиция, обычай, обряд– понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки.
Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями.
Традиции русского народа (активная ссылка для просмотра и скачивания картотеки с играми)
Русская народная игрушка — больше, чем просто игрушка. Прежде всего это символ самобытной культуры того или иного российского региона. Не зря из безыскусного предмета детской игры народная игрушка превратилась в музейный экспонат и в объект пристального внимания этнографов, историков и искусствоведов.
Игрушечных промыслов на территории России насчитывается очень много — в основном в тех районах, где были богатые ресурсы древесины и глины. И много умелых резчиков или гончаров. Такие умельцы делали нужные в хозяйстве вещи для своей семьи и на продажу, а из остатков мастерили игрушки для детей. Например, вытесал ремесленник из деревянной заготовки корыто, а из оставшегося не у дел бруска вырезал игрушечную лошадку для сына. Порой эти поделки пользовались даже бóльшим успехом, чем предметы основного производства, — их стали делать специально для продажи на ярмарках.
Народная игрушка, игры для детей
Картотека дидактических игр (активные ссылки для просмотра и скачивания картотек с играми)
Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой для всей русской профессиональной музыки.
Русская музыкальная культура устной традиции обладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляют трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческий и семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.